МОТОРЫ С НАДДУВОМ И БЕЗ НАДДУВА
Мотор без наддува развивает наибольшую мощность на уровне моря и при подъеме на высоту постепенно теряет мощность. Как вы увидите дальше, на высоте 6 ОООж мотор развивает только 47% мощности, которую он имел на уровне моря.
Мотор с наддувом может сохранять свою максимальную мощность до критической (расчетной) высоты благодаря нагнетателю, повышающему атмосферное давление во всасывающем трубопроводе. На высотах, превосходящих расчетную, моторы с наддувом начинают терять мощность.
Чем большую мощность вы извлекаете из мотора, тем больше развивается тепла. Часть этого тепла идет на совершение механической работы, а остальное (около 65% всего количества) должно отдаваться в наружный воздух. Хуже всего мотор охлаждается при взлете, когда он развивает максимальную мощность, а скорость поступательного движения самолета сравнительно невысока.
Бестолковый Джо задает мне кучу вопросов о моторе, но сейчас у меня есть время ответить ему только на один из них. Он хочет знать, почему в одних странах предпочитают моторы одного типа, в других — другого. Решающим фактором является в большинстве случаев качество горючего. В США, где имеются почти неограниченные ресурсы горючего с высоким октановым числом, выгодно применять моторы воздушного охлаждения. В Англии, где бензин худшего качества, для некоторых целей предпочитают моторы жидкостного охлаждения, а в Германии, где вообще трудно достать бензин, пользуются популярностью дизели, работающие на тяжелом горючем.
Большое влияние на конструкцию моторов имеет также финансовое положение авиационной промышленности. Там, где авиация является центральным пунктом военной программы, авиационная промышленность в значительной мере поддерживается правительственными субсидиями. В США авиационной промышленности приходится стоять на своих собст-
Мотор Райт „Циклон* 6 ЮООл. с. |
венных ногах, как всякому коммерческому предприятию. Поэтому авиационные моторы строятся там с таким. расчетом, чтобы они окупались в процессе эксплоатации. —
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 165. |
1. Увеличение степени сжатия, возможное благодаря применению горючих с высоким октановым числом.
2. Увеличение площади охлаждающих ребер.
3. Увеличение давления во всасывающем трубопроводе (наддув).
4. Увеличение конструктивной прочности (улучшение материалов).
5. Понижение температуры клапанов благодаря применению выхлопных клапанов с натриевым охлаждением.
6. Улучшение формы впускного трубопровода, усовершенствование конструкции нагнетателя.